Как повысить удовлетворенность работников профессиональной деятельностью – рекомендации руководителю. В эпоху беспрецедентной борьбы за приумножение доходов не секрет, что управление никак нельзя назвать идеальным. Всему можно научиться, но для того, чтобы эффективно планировать и контролировать деятельность профессиональной команды, нужно нечто больше, чем горы прочитанных учебников по менеджменту.
Реальное управленческое достижение – это стабильный рост удовлетворенности трудом. Этот критерий должен стать верным спутником членов коллектива, и тогда работа покажется игрой, а отдых/отпуск станет возможностью восстановить силы для возвращения на любимое рабочее место.
Если руководитель заботится не только о собственном безбедном пребывании в занимаемом кресле, но и о сотрудниках компании, ему будет интересно взять в копилку опыта несколько советов. Они касаются возможности больше (еще больше!) радовать подчиненных, превращать каждый момент их нахождения в офисе (на заводе, в классе, в приемном покое поликлиники – в зависимости от сферы деятельности) в маленькое достижение. Такие моменты складываются в один большой профессиональный успех, от которого и в кармане становится тесно от купюр, и на душе – легко и приятно.
Первый шаг к повышению удовлетворенности сотрудника трудом делается еще при назначении его на должность. Здесь все свои умения проявляют работники отдела кадров и менеджеры по персоналу, рекрутеры и специалисты по построению индивидуальной карьеры. Любовь к работе – обязательное условие получения удовольствия от нее.
Если человек терпеть не может детские крики и не представляет себя в роли «энерджайзера» на арене, ему не следует устраиваться воспитателем в детский сад. Если люди не способны к аналитической деятельности и не склонны к развитию своих же идей, к усидчивости и «книгокопанию», им не место в научной среде, в мире ученых и тех, кто стремится к этому высокому званию.
Второй шаг характеризуется как более практический. Он касается постоянного совершенствования материальной базы и, как следствие, условий труда работников. Можно считать подвигом работу в адских условиях, в нетопленных помещениях без водопровода и санузла, но долго ли продержится энтузиаст своего дела при таком «испытании» его любви к профессии?
У любой крайности есть предел: нельзя быть слишком лояльным к подчиненным, но и держать их в «ежовых рукавицах» недопустимо. Иглы этих «варежек» покрыты потом и кровью простых работяг. Как ни стараются нерадивые работодатели опровергнуть это, все-таки существуют условия, непригодные для длительного нахождения человека и, тем более, для труда. Но человек профессиональный (или неприхотливый?) будет снова и снова доказывать, что ему все по плечу.
Руководитель должен изучать трудности, с которыми сталкиваются работники. Специальные ящики для анонимных жалоб персонала – это не красивый жест со стороны профсоюза, имитирующий заботу о трудовом коллективе. Это реальный механизм совершенствования управления и организации труда, и им воспользуется на благо коллектива каждый благоразумный руководитель.
Если работник доволен, он способен закрыть глаза на мелкие рабочие сложности и с легкостью войти в положение босса, когда тому нелегко приходится. Если же сотрудники угнетены, они способны стать той движущей силой, которая ураганом сдует старое начальство и выберет новое, более адекватное и перспективное.