В некоторых компаниях и учреждениях руководство ошибочно полагает, что сотрудники не нуждаются в психологической помощи и могут решать все проблемы – личные и профессиональные – самостоятельно. Такой подход весьма непродуктивен. От морального настроя сотрудника зависит качество труда, его интенсивность и продуктивность.
Многим работникам знакома ситуация полной апатии к своей обычной деятельности. Из-за усталости, отсутствия перспектив роста и неадекватной оплаты труда они теряют энергию. Именно эта энергия их поднимает с постели каждое утро и ведет на рабочее место. Если она иссякает, то от птиц, сидящих на ветке, будет больше пользы, чем от работника, потерявшего стимул к труду. Именно поэтому важно регулярно оценивать психоэмоциональное состояние работников и характер их взаимоотношений в трудовом коллективе как искусственно созданной среде для совершения трудовой деятельности.
Специальные исследования должен проводить психолог, но и те, кто находится в непосредственном контакте с работником, могут увидеть перемены в его состоянии. Этому способствуют непринужденные разговоры за утренним кофе, обмен новостями и впечатлениями. Беседы о снах и том настроении, с которым работник приступает к выполнению обязанностей, – эффективный детектор психологического состояния. Навязчивые сны и мысли – признак трудностей и крик о помощи.
Важно следить за тем, соблюдает ли сотрудник режим дня: питается ли он регулярно, каков его рацион, и вообще – есть ли аппетит. Если на корпоративной вечеринке кто-то из коллектива уходит в себя, не общается, игнорирует деликатесы, заботливо закупленные боссом для любимого персонала, выглядит вялым, нужно, по крайней мере, поинтересоваться, как у него дела.
И спрашивать следует искренне, а не формально. Вот для таких бесед, проникновенных и конфиденциальных, и нужен психолог. Даже если у такого сотрудника на работе все в порядке – отчеты, проекты, выездные мероприятия, – его могут мучить трудности личного характера.
Поведение человека в конфликтной ситуации – перспективный аспект психологического исследования. Часть людей старается сгладить недоразумение, прояснить его. Другие же, наоборот, делают все возможное, чтобы пламя ссоры запылало с новой силой, уничтожая все признаки человечности в общении. Третья группа – это праздные наблюдатели: они не стремятся к активному участию в конфликте, но и не делают ничего, что в их силах, чтобы агрессия сошла на «нет» и покинула офис.
Еще одна группа сотрудников – это не столько участники «разборок», сколько объекты критики, угроз, приставаний, оскорблений, высмеиваний. Это самое слабое психологическое звено, но этот факт не преуменьшает их право на свое место в коллективе и квалифицированный совет от «мастера по работе с душой».
Изучению психологического состояния работников способствует и простое наблюдение, и широкомасштабное исследование в рамках малой группы. Только изучив проблему, можно приступать к разработке решений.