С учетом десятилетнего опыта приватизации госимущества и разгосударствления экономики такой вопрос приобретает особенную актуальность. Большие объемы госимущества вышли из-под прямого государственного воздействия, управлять ими приходится совершенно иными способами, чем ранее.
Конечно, в наше так называемое переходное (слишком долго переходное) время существует основной постулат: управление федеральной собственностью в соответствии со статьей 76 Конституции РФ должно регулироваться федеральным законом. Однако закона такого пока еще нет.
Действуют лишь нормативно-правовые акты на уровне Правительства РФ или на уровне Минимущества России, других федеральных министерств и ведомств. Эти «ориентировочные» документы не могут претендовать на статус универсальных для регулирования такой важной экономической сферы, как федеральная собственность.
Федеральные законы о приватизации и акционерных обществах также не содержат комплекса норм прямого действия, которые бы учитывали особенности управления госактивами в коммерческих структурах. Поэтому конфликт компетенции (государственных – с акционерными или частными) неизбежен.
Как же лучше всего наладить сегодня управление госсобственностью?
Об этом рассказывает по просьбе корреспондента «СГ» начальник Управления федеральной собственности Российского фонда федерального имущества Валерий Наконечный.
- Валерий Ильич, закона по управлению федеральной собственностью пока нет, но есть ведь Концепция управления госимуществом, утвержденная на исходе 1999 года правительственным постановлением. Разве ее недостаточно?
- Концепция вроде бы и не плоха, но вся она, при внимательном чтении, ориентирует на текущие сиюминутные результаты – увеличение неналоговых бюджетных доходов, оптимизацию управленческих затрат и прочее – и не направлена на решение главной задачи управления – наращивания экономического потенциала страны.
Поэтому, если уж соглашаться, сегодня с этой Концепцией, необходимо все же уточнить ее целевые установки, касающиеся унитарных предприятий в целом или только долей участия государства в хозяйственных обществах. Позволю себе сформулировать свое видение Концепции именно в духе развивающихся экономических реформ. Высшей целью управления любыми материальными активами должно быть повышение капитализации российской экономики, начиная с уровня российских компаний и их акций.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Обозначив, в каком экономическом направлении развивается российское общество, а это очень немаловажно для локального хозяйственного маневра, можно переходить к таким конкретным методикам, как разделение функций управления предприятиями и акциями (долями), находящимися в федеральной собственности.