Реклама, как зеркало торговли и промышленности, всегда изменяется вслед за ними. В современно обществе, где объёмы информации огромны, а человек-потребитель покупает только яркое и кричащее, на смену настоящим инновациям приходят разрушительные.
Разрушительные инновации – это рекомбинации уже существующих функций и идей. Они ничего не изобретают, лишь заставляют по-новому взглянуть на старое. Например: iTunes в музыке, SouthwestAirlinesв гражданской авиации, ChargesSchwab – в инвестиционном бизнесе.
Клейтон Критенсен, который разработал теорию разрушительных инноваций, обнаружил, что во многих отраслях новые предложения были зачастую не только не лучше, но и хуже старых. Главный фактор – цена. Пока лидеры тратят деньги на добавление новых возможностей в старые продукты и услуги, разрушители экономят сами и дают сэкономить своим клиентам.
Как отвоевать рынок?
Итак, корпорации, которые имеют по-настоящему качественный продукт, видят более низкие цены и снижают свои. Тем самым, они теряют возможность развиваться. Регресс. Политика снижения цен сейчас захватывает и рекламные агентства. Это заставляет крупные фирмы снижать темпы роста или вовсе уменьшаться в размерах.
Чтобы избежать разрушения, можно создать новую компанию, меньшую по размеру. Такой «стартап» – отличная площадка для экспериментов. Важно помнить, что Вы создаёте не подразделение, здесь нужна друга корпоративная структура и бизнес-модель.
Насколько сильны краудсорсинговые платформы?
Рекламные агентства зачастую подстрекают своих клиентов на риски, которые станут разрушительными для их бренда. Однако главное в рекламе – информация, точная и простая для восприятия. При этом создатель рекламы, прежде чем творить, просто обязан накопить большое количество бэкграунда. Это вопрос не случайной находки и не порыва художника. Основа рекламной информации – изысканность. Автор рекламы должен знать со всех сторон и продукт, и потребности покупателя. При этом важно ещё и не забывать быть художником. Работа над словами и образами должна гармонично сочетаться с технологиями.
Итак, насколько же новые, «экономичные» компании конкуренты традиционным агентствам? Ответ – достаточно, чтобы существовать. Главное в любой отрасли – предлагать не то, что компания может, а то, что нужно клиенту. Удешевление под видом модернизации вошло даже в Digital-агентства, ещё так недавно потрясавшие рынок. Мобильный маркетинг, стартапы, онлайн-сервисы, вот чему сложно противостоять.
Системы автоматизированных закупок
Технологии, позволяющие управлять размещениями и следить за поведением пользователей в сети, позволяют обрабатывать объёмы информации, немыслимые для человека. Медиапланеры в рекламе заменяются на аналитиков и математиков, а агентства, которые не будут иметь таких технологий, просто умрут.
Серьёзна ли конкуренция медиа для рекламных агентств?
Конечно, конкуренция есть, но всё же не прямая. Медиа-компании – отличная платформа для экспериментов, исследований современного рекламного рынка. Агентства для гурманов предлагают не просто разместить рекламу, но и разместить её на правильном языке. В этом им помогают новые технологии, форматы и контент.
Это нужные и интересные услуги, которые ничего общего не имеют с разработкой коммуникационных стратегий брендов, творческих платформ и планированием эффективного медиа-размещения. Взаимодополняемость позволяет таким компаниям стать партнёрами или консультантами для традиционных рекламных агентств, но исключает их полное замещение.
Кризис в западной рекламе, безусловно, существует. Однако причину стоит искать в стагнации рекламного рынка и сокращении расходов на коммуникации. Всё чаще рекламные агентства занимаются поиском новых идей для своих клиентов, влияют на стратегию дистрибуции или превращаются в отдельные проекты. Возможно, будущее рекламного бизнеса именно в производстве бизнес-идей.