Функцию управления государственными унитарными предприятиями и теми коммерческими предприятиями, в которых государство имеет долгосрочный интерес, необходимо оставить, несомненно, за федеральными органами исполнительной власти.
Но вот функцию управления гос.пакетами акций, подлежащими продаже, необходимо, возложить на специализированную организацию менеджерского типа. Так делается, между прочим, во всех странах, переходящих от приватизации массовой к приватизации «точечной».
Менеджерская организация должна работать с привлечением специалистов из числа гос.служащих, искушенных в практических аспектах оценочной деятельности, реструктуризации задолженности коммерческих структур, разработки и реализации бизнес-планов.
Слово «капитализация» означает «эффективность управления», причем такая эффективность, которая во всех звеньях экономики позволяет обеспечивать государственные интересы.
К выработке эффективных критериев управления госсобственностью в ее различных структурных формах меня побуждают и мои служебные обязанности в Российском фонде федерального имущества, сообщил по просьбе корреспондента «СГ» начальник УфС Российского ФФИ – Валерий Наконечный.
Обеспечивать интересы государства по мере наработки опыта реформ оказалось делом совсем не простым. Трудно поверить, но лишь на десятом году приватизации в России Российскому фонду федерального имущества удалось преодолеть дискриминационный барьер, ограничивавший возможности фонда участвовать в управлении структуризованным гос.имуществом.
Все дело в том, что в начале приватизационных процессов именно Российская Федерация была самым крупным акционерном на рынке ценных бумаг. Движение акций, их реализация, трансформация в другие имущественные сертификаты, сопутствовавшая при этом «разъяснительная работа» – все шло через созданный фонд. Так было раньше, так идет и теперь.
Но в ту начальную пору Законодатель (Госдума РФ), озабоченный намерением не допустить, чтобы государство через свой фонд стало основным распорядителем в делах различных АО, решил наделить правом голоса лишь 20 процентов акций, находящихся в руках государства. Остальные акции объявлялись привилегированными, не голосующими. Такую норму содержал, например, самый первый закон о приватизации, принятый в 1991 году.