Федеральный закон «Об акционерных обществах», принятый в ноябре 1995 года, содержит главу о крупных коммерческих сделках. К крупным отнесены сделки, соотносимые с 25 процентами всех балансовых активов общества. Но почему в этом случае названы все балансовые активы?
А если на балансе «висят» крупные кредиторские долги?
Тогда сделка содержит определенную угрозу банкротства для АО. Может быть, это и вовсе не угроза, а преднамеренное действие с целью увести потом из общества активы, в том числе и государственные. Поэтому понятие «крупная сделка» следовало бы соотносить с балансовой стоимостью не всех, а только чистых активов общества.
Теперь допустим, что признаки банкротства в каком-то АО все же обозначились. Ни о каком управлении федеральной собственностью говорить уже не приходится. Все отдается на откуп арбитражным управляющим, которые порой за бесценок продают все балансовое имущество общества узкому кругу заинтересованных лиц с одновременным списанием задолженности перед бюджетами всех уровней.
Значит, и эту особенность негативного воздействия на имущественные госинтересы следовало бы устранить в новом нормативном акте.
В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится проект нового закона о приватизации государственного и муниципального имущества. Фонд на этапе подготовки закона внес ряд предложений, направленных на защиту интересов государства.
Но все, же главным документом на этом направлении должен стать отдельный федеральный закон об управлении федеральной собственностью. Именно здесь и надлежит учесть все необходимые нынешние тонкости недерективного, опосредованного и вместе с тем эффективного воздействования государства на экономику.
Отдельные моменты:
- избрание органов управления АО при наличии федеральных пакетов акций исключительно кумулятивным голосованием, то есть таким, который дает возможность государству даже при отсутствии у него контрольного пакета акций проводить своих представителей в совет директоров АО;
- предоставление Правительству Российской Федерации и уполномоченным им органам права назначения и замены представителей государства в органах управления и контроля АО;
- ужесточение санкций за действиями менеджмента, направленными на увод активов из АО;
- передача полномочий исполнительных органов неэффективно работающих АО другим коммерческим организациям, имеющим необходимую лицензию и отобранным на конкурсной основе;
- обеспечение интересов государства в обществах, прекративших финансово-хозяйственную деятельность либо самоликвидирующихся;
- концентрация госсобственности и увеличение размера госпакета акций до контрольного в акционерных обществах стратегического профиля (например, за счет переоценки интеллектуальной собственности).