Мучительные сомнения британского бизнеса о том, правильно ли оценивается сегодня стоимость Интернет-компаний, развеял Бил Гейтс, владелец и руководитель компании «Майкрософт».
Выступая перед 300 бизнесменами в Лондоне в октябре этого года, Бил Гейтс обратил их внимание на автомобильную и авиационную промышленность, точнее на то, «как все начиналось». Тогда, на заре зарождения этих двух гигантских отраслей промышленности, они обе приносили убыток.
«Не забудьте, – сказал он, – что изобретения, такие как автомобиль, были очень болезненны для инвестора». Инвестиции шли на развитие и совершенствование новых достижений без скорой и видимой отдачи. То же самое происходит сейчас с Интернетом.
Бил Гейтс не считает, что Интернет компании переоценены инвесторами, однако он отметил, что ажиотаж вокруг таких компаний вызван тем, что капитал «супердоступен», хотя он доступен и в других областях, где существуют интересные идеи. Технологии, позволяющие компаниям использовать средства электронной коммерции теперь очень доступны и дешевы.
Главное достижение Интернета – быстро растущее количество людей, которое им пользуется. Это, как говорит Бил, дает объем Интернету. Сегодня мы переживаем не бум, а только самое начало его развития. Интернет изменит жизнь человечества так же как изменило ее электричество, а бизнес, например банковский, стоит сегодня на пороге настоящей революции, поскольку теперь барьера вхождения в этот бизнес, благодаря Интернету, практически нет.
Бил привел пример Amazon, американского книжного магазина он-лайн. Пока что эта компания, работающая в убыток, захватила только 5% книжного рынка Америки, но через пять лет эта цифра может увеличиться до 60%.
Самый большой удар Интернет нанесет по посредникам, считает Бил. И приведенный пример может заставить вздрогнуть розничного торговца. Сегодня только 7% Майкрософтовского софта продается через магазины. Компания покупает все только он-лайн и таким же образом общается и работает с дистрибьюторами.
Будучи уверенным в астрономическом увеличении числа пользователей Интернета, Бил Гейтс не так уверен в марже прибыли на продажи через Интернет. Однако один вывод не оставляет никакого сомнения – при всем при том выигрывает покупатель.
Но дело не в электронной коммерции, совершенно справедливо отметил самый богатый человек мира. Интернет не панацея. Все зависит от выбранной стратегии компании не только на Интернете и в области продаж, но, прежде всего в работе с покупателем.